DOI: 10.36871/hon.202001001
Авторы
Т. С. Борисенко
Белгородский государственный институт искусств и культуры, Российская Федерация, Белгород
И. Б. Игнатова
Петровская Академия наук и искусств, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются особенности художественно-творческой и методической работы руководителя любительского хореографического коллектива. Выявлено, что главная функция профессионально-педагогической деятельности руководителя – воспитательная, а художественно-творческая деятельность считается основной и наиболее сложной. Будущий специалист должен совокупно овладеть педагогическими, художественно-исполнительскими и художественно-творческими компетенциями. Подчеркивается, что участники любительского коллектива, как правило, не связывают свою будущую профессиональную деятельность с хореографическим искусством, с профессией балетмейстера или артиста балета, что, естественно, требует особого подхода руководителя к его методической работе и художественно-творческой деятельности.
Еще одна особенность — подбор репертуара, который должен быть направлен на развитие творческих способностей участников коллектива, формирование у них первичных, элементарных навыков и умений, необходимых для исполнительской деятельности. Подчеркивается, что работа руководителя хореографического коллектива над созданием композиции танца схожа с творческой деятельностью балетмейстера-сочинителя. В статье проанализирован процесс создания хореографического произведения для любительского коллектива: от замысла → через разработку плана действий → к организации индивидуальной и коллективной работы над отдельными фрагментами будущей танцевальной композиции → к итоговому оформлению. Кроме того, в статье приводятся три основные схемы, ведущие к одной общей цели – созданию хореографического произведения («от замысла к воплощению»). Первая схема обусловлена личностными мотивами художественно-творческой деятельности руководителя, вторая – определяется требованиями работодателя/заказчика, третья – предполагает постановку готового хореографического произведения, созданного другим балетмейстером-сочинителем.
Ключевые слова
руководитель хореографического коллектива, художественно-творческая деятельность, репертуар, воспитание, педагогика, балетмейстер-сочинитель, балетмейстер-постановщик, сочинение танца, замысел, творческое мышление, фантазия, воплощение