DOI: 10.36871/hon.202001011

Авторы

А. П. Груцынова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва; Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена балету Камиля Сен-Санса «Жавотта». Автор рассматривает этот балет в контексте развития французского хореографического театра конца XIX века. В статье прослеживается история постановок «Жавотты» в разных городах (Лион, Руайан, Париж), уточняются сведения об авторах хореографии в каждой из версий. На основании критических отзывов, относящихся к постановкам рубежа веков, доказывается, что традиция исполнения мужских ролей танцовщицами-травести не была повсеместной даже в то время. В качестве подтверждения этого тезиса приводятся сведения об исполнении роли Жана в балете «Жавотта» мужчиной-танцовщиком (Лион, 1896 — Жан Суайе де Тондё; Париж, 1909 — Лео Стаатс). Анализируя произведение, автор статьи приходит к выводу, что с точки зрения сюжета «Жавотта» продолжает линию бытового комедийного хореографического спектакля, тогда как в музыкальном отношении (вместе со многими партитурами других французских балетов) открывает череду постановок XX века, стремящихся к миниатюризации и единству музыкального развития. В статье использован редкий изобразительный материал, визуализирующий постановки «Жавотты».

Ключевые слова

Камиль Сен-Санс, балет, балетмейстер, постановка, танцовщик, музыкальная партитура