DOI: 10.36871/hon.202001012
Авторы
И. И. Ирхен
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ли Жуй
Школа Китайского Национального балета, Китайская Народная Республика, Пекин, район Сичэн
Аннотация
Статья посвящается осмыслению кросс-культурных коммуникаций России и Китая в области хореографического искусства. Предмет исследования: русская балетная традиция в Китае. Особое внимание уделяется анализу деятельности русских педагогов, под руководством которых осуществлены постановки первых балетных спектаклей в Поднебесной, внедрена русская методика обучения классическому танцу А. Я. Вагановой, выстроена система хореографического образования. Отмечается, что благодаря русским педагогам, китайский национальный балет сформировал свою самостоятельную, всемирно признанную школу танца. Ее системообразующие элементы: техническое мастерство, форма, внутренний смысл, сопряженный с национальной традицией хореографии.
В развитии китайского балета важную роль сыграла передача и воспроизведение традиций русского хореографического искусства. Методология исследования базируется на системном подходе к рассмотрению кросс-культурных коммуникаций и возникающих на этой почве хореографических заимствований. В статье используются проблемно-хронологический метод, контент-анализ теоретических трудов российских и китайских авторов, метод культурологического анализа. Сделан вывод о том, что распространение традиций русского балета в Китае осуществлялось через представителей русской эмиграции (танцовщиков, педагогов, балетмейстеров, музыкантов) в непосредственной, опосредованной и теоретической формах. Хореографические заимствования укоренились в системе подготовки артистов балета. Образовательная модель Пекинского хореографического училища выстроена по аналогу русской балетной школы. Методика А. Я. Вагановой, с ее строгой последовательностью овладения двигательными навыками, гибкостью и адаптивностью к национальной исполнительской манере танцовщиков, стала фундаментом для формирования китайского балета Нового времени.
Ключевые слова
Россия, Китай, культура, кросс-культурные коммуникации, российско-китайский диалог, хореографическое искусство, хореографические заимствования, русский балет, традиция, методика А. Я. Вагановой