DOI: 10.36871/hon.202001013

Авторы

О. В. Гасникова
Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье в историческом контексте рассматривается такое явление, как трансформация оперы в балетный спектакль. Автор уделяет внимание наиболее ярким постановкам данного направления и рассматривает их с позиций хореографического решения и подхода к музыкальному тексту. Особый акцент сделан на операх «Волшебная флейта» В.‑А. Моцарта и «Кармен» Ж. Бизе. Как показывает практика, обращение балетмейстеров к сюжету и музыкальному тексту оперного спектакля дает возможность обогатить балетный репертуар. Отмечается, что хореографы в большинстве случаев адаптировали музыкальный материал оперы для своих постановок. Исключение представляет балет Мориса Бежара «Волшебная флейта», в котором музыкальная основа оригинала полностью сохранена. Подчеркивается, что не каждое оперное произведение в равной степени поддается балетной интерпретации. Вместе с тем при трансформации оперы в балет каждый постановщик имеет возможность раскрыть весь свой творческий потенциал. Практически все балетмейстеры в «балетах-двойниках» помимо классической основы применяли всевозможные новации, навеянные временем, тем самым расширяя горизонты хореографического языка.

Ключевые слова

опера, балет, музыка, хореография, Бизе, Моцарт, «Кармен», «Волшебная флейта»