DOI: 10.36871/hon.202001014

Авторы

А. В. Марков
Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Слово «примитив» в применении к искусству — галлицизм, требующий специальных критических контекстов для корректного употребления, и поэтому слово не частое в русской литературе. Само это понятие было частью не столько академической науки, сколько художественной критики, спорившей с академическим стандартом. Вместе с тем русский модернизм легализовал понятие «итальянский примитив» как особый режим оптики, как форму фантазии, которую разделяют между собой художник и его зритель. В статье доказывается, что примитив для русской культуры оказался не стилистической, а сюжетной характеристикой изображения, близостью иконописных изображений (клейм, пределл) к жанровым сценам, что и позволяло вписать примитив не в порядок канонического почитания, но в порядок новой эмоциональной культуры, обновлявшей норму русского литературного языка. При этом многие характеристики примитива, такие как цветовые, световые и композиционные решения, напрямую наследовали европейской критике, спорившей с классицизмом и отстаивавшей ценности национального культурного производства. Тем самым воспевание итальянских примитивов было способом усилить роль критики в литературном и художественном процессе, которая только и может согласовывать позиции художника и зрителя.

Ключевые слова

дученто, треченто, серебряный век, Бальмонт, Вячеслав Иванов, национальное искусство, иконопись