DOI: 10.36871/hon.202001019

Авторы

М. И. Сергеева
Дворец Культуры «Химволокно», Российская Федерация, Тверь

Аннотация

Статья посвящена тверским знаменщикам, резчикам пряничных досок, и особенностям их ремесла. История возникновения и развития печатного пряника неразрывно связана с народной культурной традицией. Пряник активно входит в народную обрядовую практику не только в зоне календарно-аграрной обрядности, но и в зоне семейно-бытового обрядового круга, часто замещая те или иные формы обрядовой выпечки.
В комплексном процессе изготовления пряника сакральным было изготовление резной пряничной доски, изготовление самого пряника и его функционирование в обряде. Именно этим объясняется высокий статус печатного пряника, который он приобрел в социальной жизни наших соотечественников, хотя его смыслы в настоящее время несколько изменились. Значимость изготовления пряничной доски была обусловлена как ее сакральным характером и узорами, которые наносил резчик, так и ценой за работу и материал. При этом ценность самого пряника хотя и обеспечивалась, прежде всего, магической ролью ингредиентов теста: муки (полученной из зерна), мёда, растительных пряностей, но во многом определялась и его стоимостью.
Культурные зоны народной пряничной традиции изучены мало и неравномерно. Одна из слабо исследованных страниц истории печатного пряника — творчество мастеров-резчиков пряничных досок или, как их называют, мастеров-знаменщиков, которые во многом определяли план выражения мифопоэтических сакральных смыслов традиционного пряника.

Ключевые слова

пряничная традиция, печатный пряник, мастер резьбы по дереву