DOI: 10.36871/hon.202001003

Авторы

А. Н. Якупов
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье в историко-аналитическом аспекте рассматриваются средства музыкальной коммуникации и их эволюция. Выделяются два вида коммуникативных средств: акустические, использующие воздушное пространство в качестве канала передачи закодированной информации, и визуальные, к которым относится сценическое оформление, позволяющее воспринимать музыку как своеобразное театрализованное представление, и нотное письмо, графически фиксирующее все компоненты музыкального текста. В качестве наиболее раннего из средств бесписьменной коммуникации выдвигается изустный способ, ярким примером которого является фольклор, называемый нередко музыкальной памятью поколений. Другие примеры изустной коммуникации — культовая музыка, импровизация и музыкальная медитация.
Констатируется, что музыкальная письменность, в частности нотное письмо, а затем и полиграфические средства создали условия для преодоления территориально-пространственных и временных барьеров на пути распространения музыки. Следующей ступенью становится изобретение технической звукозаписи, открывшей новую эру в развитии средств коммуникации. Магнитная запись визуального ряда позволила создавать фильмы-концерты и фильмы-оперы. Еще большей вовлеченности людей в процесс музыкальной коммуникации способствовало появление электронно-механических средств записи музыки.

Ключевые слова

акустические и визуальные средства музыкальной коммуникации, нотное письмо, средства полиграфии, звукозапись, магнитная запись визуального ряда