DOI: 10.36871/hon.202001006

Авторы

О. А. Урванцева
Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

Категории стиля и содержания неразрывно связаны между собой, поскольку одна из функций стиля — фиксация и выражение определенного содержания. В то же время такие понятия, как содержание стиля и содержание музыкального произведения, включенного в определенный стилевой контекст, нельзя отождествлять. Соотношение стиля и содержания в музыкальных произведениях разных эпох может быть различным. В статье рассматриваются способы взаимосвязи двух категорий в стилях различных уровней, а также формы проявления стилевых детерминант в содержательном плане сочинений. В качестве понятий, объединяющих как смысловые, так и стилевые признаки, используются стилевые доминанты, персонификация стиля в типических для эпохи образах, монограммы, посвящения, аллюзии.
Несмотря на то обстоятельство, что категории стиля и содержания разрабатываются в трудах многих ученых, специального исследования на тему их взаимосвязи и взаимозависимости до сих пор не существует. Между тем знание стилевых аспектов содержания музыкальных произведений и способов их проявления востребовано как в теоретических курсах, так и в исполнительской практике музыкантов разных профилей, оно помогает дешифровать смысловое наполнение того или иного сочинения.

Ключевые слова

иерархия стилей, содержание музыкального произведения, стилевые доминанты, стилевая среда, персонификация стиля, типические образы человека эпохи