DOI: 10.36871/hon.202001007

Авторы

О. М. Плотникова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск, Челябинская область

Аннотация

«Волшебная флейта» В.-А. Моцарта занимает особое место в сокровищнице мирового музыкального искусства. В статье впервые исследуется специфика воплощения жанровой модели волшебной сказки, лежащей в основе либретто. Реконструкция ее базовых, статических и динамических элементов осуществляется на основе методологических подходов, сложившихся в изучении народной и литературной волшебной сказки. Анализ вербального текста оперы демонстрирует канонизированный набор действующих лиц, обладающих определенными семантическими функциями в сюжетно-синтагматическом ряду; инвариантные сказочные ситуации; типические параметры сказочного пространственно-временного континуума.
В семантике волшебной сказки В.-А. Моцарта концептуальное значение приобретают категории пути (странствий), испытаний, ценностных индикаторов и тотемический обряд инициации. Сюжетная линия либретто, так же как и волшебной сказки, отражает тему брака и семейно-родственных отношений, но в космическом ракурсе. Глубинная символическая парадигматика свидетельствует о мифическом, космогоническом ядре сказочного сюжета. Семиотическую модель художественного мира сказочного зингшпиля организуют бинарные оппозиции Света и Тьмы. Тьма метафорически персонифицирована в антропоморфном облике фундаментальной константы природного бытия — Царицы Ночи. Мир мудреца Зарастро олицетворяет Свет. Композитор и либреттист в вербальном художественном тексте оперы демонстрируют глубокое и блистательное знание жанровых канонов классической фольклорной и литературной волшебной сказки и отражают идею духовного поиска совершенства в мире.

Ключевые слова

В.-А. Моцарт, «Волшебная флейта», либретто, классическая модель жанра волшебной сказки, типические сказочные герои и ситуации, сказочный хронотоп