DOI: 10.36871/hon.202001009

Авторы

О. М. Кириллина
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Богема возникла в противовес ценностям и образу жизни буржуа в тот момент, когда буржуазия стала крупнейшим заказчиком на рынке искусства. В России богема была более респектабельной, закрытой от социальных проблем, менее революционной, чем в Европе. Поэтому в России в богемной среде представители авангарда чувствовали себя не очень комфортно, она ограничивала их. В первые годы после революции напряженная борьба различных художественных объединений стимулировала творческие поиски, богема могла найти себе вполне комфортную нишу. Но упразднение всех творческих объединений вне Союза писателей СССР, утверждение единственного приемлемого метода, соцреализма, в начале 30-х годов XX века уничтожило возможность существования богемы, сообщества максимально свободного и даже асоциального. Под молот репрессий попали многие поэты и писатели, причем не только явно критикующие власть, но и принципиально аполитичные или слишком революционные нонконформисты, как, например, участники ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Писателей убивало не только государство, но и глубокое разочарование, связанное с возвращением духа академизма, мещанства, с бюрократизацией, проникшей в мир искусства. Зато лояльные власти поэты и писатели, щедро одариваемые государством, превращались в элиту.

Ключевые слова

буржуазность, «башня», арт-кабаре, РАПП против «Перевала», судьба авангардистских объединений ЛЕФ и ОБЭРИУ, репрессии и самоубийства поэтов, социалистический реализм, Союз писателей СССР.