DOI: 10.36871/hon.202002010

Авторы

Н. Ф. Гарипова
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

Интерес к фортепианному творчеству башкирского композитора Наримана Гилязевича Сабитова возрос в преддверии 95-летия со дня его рождения. В 2004 году автором статьи был опубликован очерк, посвященный фортепианному циклу композитора «Семь наигрышей». Однако восприятие художественного произведения со временем меняется, появились интересные работы в ракурсе этой проблематики, что дало возможность дополнить представление о фортепианном цикле Н. Г. Сабитова и прояснить некоторые вопросы, касающиеся композиторского решения.
Впервые в фортепианном искусстве Башкирии появилась инструментальная музыкальная драма, в которой композитором была поднята нравственно-этическая тема, касающаяся сложных человеческих взаимоотношений. Этому способствовали знание сакральной символики, поэтики башкирского фольклора и вдумчивое постижение поэтического текста народного творчества.
Объединяя интонационную лексику национального фольклора и технику европейского письма, Н. Г. Сабитов создает неповторимые художественные образы. При синтезе национального и универсального в фортепианном цикле «Семь наигрышей» доминирует этническая линия. Композитор тонко инкрустировал ключевые сюжетные узлы национальным фольклором, поданным сквозь призму европейских приемов композиции.
Обновленный взгляд на семантику фортепианного цикла расширяет его содержательную компоненту в целом и, можно надеяться, позволит исполнителям обогатить собственную концепцию.

Ключевые слова

Н. Г. Сабитов, фортепианный цикл «Семь наигрышей», сакральность, мифология, легенда, семантика