DOI: 10.36871/hon.202002011
Авторы
И. М. Ромащук
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Российская Федерация, Москва
Аннотация
«Музыка и кинематограф» — важная и востребованная тема современной науки. Соотнесение визуального и звукового текста, авторской музыки и разностилевых цитат, особых художественных средств и традиционного академического письма — это и много другое дает возможность исследовать кинопроизведение как объемное и многосоставное целое, восполнить знания о творчестве тех мастеров искусства, которые причастны к созданию фильма. В этом плане особой и все же до сих пор недостаточно исследованной областью является музыка в кино. Хорошо известно, что музыка в фильме и собственно киномузыкальная партитура, созданная композитором, — это чаще всего два близких, но не идентичных текста. В фильме могут звучать не все созданные и даже записанные на пленку музыкальные номера, тем более если речь идет о кинокартинах военных лет, поскольку их целостность, сохранность далеко не всегда была возможной. Фильм может сохраниться, оказаться в запасниках истории и не содержать в себе весь музыкальный материал, как случилась с одной из заметных картин военного времени режиссеров Г. Н. и С. Д. Васильевых «Фронт» (1943) с музыкой Г. Н. Попова (1904–1972). Созданный на основе получившей широкую известность пьесы А. Е. Корнейчука, этот фильм сразу привлек к себе внимание острой постановкой проблемы командования фронтом в первые годы войны. Пьеса, удостоенная Сталинской премии первой степени, была поставлена во многих театрах страны, имела огромный успех, как и фильм «Фронт», одну из главных ролей в котором сыграл Б. Бабочкин. Кинокартина, как и пьеса, вошла в исторический фонд произведений отечественного искусства.
На основе архивных материалов автор анализирует сохранившиеся нотные записи музыки к фильму «Фронт» в контексте содержания пьесы А. Корнейчука и сценария кинокартины, созданного драматургом совместно с режиссерами. Как показало исследование, фильм «Фронт» с музыкой Г. Н. Попова является важной составляющей искусства военной поры, когда, по словам композитора, все силы в творческой области были отданы «всенародному делу — борьбе с врагом» [2, 134].
Ключевые слова
забытый фильм братьев Васильевых «Фронт» и его музыкальная партитура; материалы музыки к фильму из архива композитора Г. Н. Попова