DOI: 10.36871/hon.202002012

Авторы

В. А. Александрова
Государственный институт искусствознания, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена истории несостоявшейся постановки оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» в оркестровке Б. В. Асафьева. На основе архивных документов из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, Российского национального музея музыки, Центрального государственного архива литературы и искусства СанктПетербурга, Музея Большого театра России, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, изучены обстоятельства, при которых опера планировалась к постановке в Государственном академическом театре оперы и балета в Ленинграде (ныне — Мариинский театр). Приводятся фрагменты из протоколов заседаний Художественного совета оперы при ГАТОБ, посвященных обсуждению репертуара театра на ближайшую пятилетку, переписки Б. В. Асафьева и П. А. Ламма, рукописи О. П. Ламм «П. А. Ламм. Опыт биографии» и других неопубликованных архивных документов.
Автор статьи приходит к выводу, что постановке «Хованщины» М. П. Мусоргского в оркестровке Б. В. Асафьева на сцене ГАТОБ препятствовали сложные социально-политические обстоятельства 1930-х годов, в то время как существующие предположения о творческой неудаче асафьевской оркестровки оперы не находят однозначного подтверждения ни в исторических свидетельствах, ни в сохранившемся автографе партитуры.

Ключевые слова

М. П. Мусоргский, Б. В. Асафьев, П. А. Ламм, В. А. Дранишников, русская опера, «Хованщина»