DOI: 10.36871/hon.202002014

Авторы

О. М. Кириллина
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

После «оттепели» в СССР сформировался новый тип богемы. Почувствовав дуновение свободы, многие творческие люди не готовы были вернуться в границы, которые снова были четко обозначены государством. Искусство в СССР разделилось на официальное и неофициальное, андеграундное. Несмотря на разницу вкусов и идей, андеграунд был достаточно сплоченной структурой: этому способствовали и постоянная угроза, исходящая от государства, и необходимость ощущать поддержку в ситуации, когда писатели были лишены читателя и объективной критики. Со временем в подпольной богеме выдвинулись свои корифеи. Появилась возможность публиковаться (самиздат). После массовой эмиграции 1970-х годов произошел раскол и среди тех, кто покинул страну, и между разными поколениями андеграунда. Государство ослабляло хватку, самиздат входил в моду среди интеллигенции. Новая богема не стремилась вступать в яростную борьбу с государством, скрываясь от его давления на кухнях собственных квартир и в подсобках, полемизируя с официозом прежде всего на формальном уровне. Настоящим испытанием для андеграунда стали резкие перемены в стране в конце 1980-х: испытание временем и рынком прошли не все.

Ключевые слова

оттепель, шестидесятники, травля писателей в печати, судебные процессы в отношении писателей, самиздат, тамиздат, третья волна эмиграции, протест на кухне, перестройка