DOI: 10.36871/hon.202002015

Авторы

Чжан Кэу
Синьянский университет (КНР), Китайская Народная Республика, Синьян

Аннотация

В условиях активных межкультурных коммуникаций осмысление путей развития теоретического музыкознания в странах Азии представляется весьма актуальным. В статье рассматривается одно из направлений деятельности яркого представителя китайской музыкальной культуры первой половины XX века Сяо Юмэя (1884–1940). Его вклад в музыкальное образование и науку Китая заключается в организации Шанхайской консерватории (1927), в повышении уровня национального музыкознания, в разработке первых учебников по теории и истории музыки для обучения специалистов. Особое значение имела просветительская деятельность Сяо Юмэя, связанная с изучением европейской музыки и определением основных направлений в ее исследовании. В статье обсуждаются главным образом методы, которыми пользовался китайский музыковед, приобщая широкую аудиторию студентов первых музыкально-образовательных учреждений Китая к европейской музыке.
Теоретическим и историческим проблемам европейской музыки посвящены учебные пособия Сяо Юмэя: «Очерки по истории западной музыки» (1920–1923), «Общее музыкознание» (1928), «Гармония» (1932). Их отличали следующие особенности: обзорный принцип изложения материала, расширение спектра языков используемой автором терминологии, малое количество нотных примеров и отсутствие научных источников, что объясняется этапом зарождения музыкально-образовательной системы и научной платформы в Китае в первых десятилетиях XX века. Одной из главных особенностей изложения содержания в учебниках Сяо Юмэя стало соотнесение различных параметров китайской и европейской музыки. В статье приведены примеры, иллюстрирующие метод использования понятий одной системы мышления для объяснения другой (в области гармонии, инструментоведения). Это объясняется переходным этапом в становлении китайской музыковедческой терминологии — от старой системы обозначений к новой.

Ключевые слова

Сяо Юмэй, китайское музыкознание, европейская музыка, периодизация истории музыки, терминология, оркестр