DOI: 10.36871/hon.202002016

Авторы

Р. В. Чистяков
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Азон Нуртынович Фаттах (1922–2013), известный композитор и пианист, заслуженный деятель искусств Татарской АССР, запомнился музыкантам-профессионалам прежде всего обаянием своего песенного творчества. Современным слушателям его музыка мало известна. Пик популярности композитора пришелся на 1960–70-е годы, когда его песни исполняли Иосиф Кобзон и Лев Лещенко, Ирина Бржевская, Майя Кристалинская, Гелена Великанова и Елена Камбурова. Среди сочинений Фаттаха — ряд камерноинструментальных опусов, пьесы для оркестров Ю. В. Силантьева, Б. П. Карамышева, В. В. Мещерина, несколько музыкальных комедий, наиболее известной из которых стала «Крылатые» (на либретто детского поэта В. И. Викторова). Детская тема занимала одну из центральных позиций в наследии композитора. А. Фаттах сочинил три оперы, среди которых — детская опера «Братец Кролик». Тематика музыки для детей и о детях широко отражена и в песенном творчестве. В первую очередь отметим сборники «Песенки о деревьях» на стихи И. Токмаковой для детей младшего возраста, пять песен на стихи из шотландской поэзии «Вилли-винки» в переводе И. Токмаковой и сборник «Труби, трубач» для среднего и старшего школьного возраста. Две первые песни, написанные А. Фаттахом в конце 1940-х годов, также были детскими — «Ручеек» на стихи А. Жарова и «Аист» на текст И. Курлата.
Опера «Братец Кролик» занимает особое место в ряду оперных сочинений композитора, она продолжает линию сочинений для самых маленьких, начало которой положил еще С. С. Прокофьев. «Братец Кролик» — детская опера не только по тематике и образности, она задумана для исполнения детьми, что и обусловило состав ее участников, особенности строения и некоторые характерные черты музыкального языка. Настоящая статья ставит своей целью проанализировать данный опус с позиции стилевых ориентиров и музыкального языка — как продолжающих традиции русской музыки.

Ключевые слова

Азон Фаттах, песенное творчество, песня советского периода, детская опера, детская тема, Сергей Прокофьев, «Петя и волк», «Братец Кролик», композиторский стиль