DOI: 10.36871/hon.202002017
Авторы
О. А. Подгузова
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Народный артист России, выдающийся исполнитель и педагог, доктор искусствоведения Сергей Борисович Яковенко вписал яркую страницу в историю отечественного вокального искусства ХХ века. Начиная с 1950-х годов, певец стал одним из самых востребованных исполнителей камерного вокального репертуара, в котором особое место заняли произведения современных композиторов. Свободно владея всем арсеналом выразительных средств, характерных для авангардной музыки, С. Яковенко принимал участие в исполнении сложнейших вокальных и вокально-инструментальных произведений, в которых проявилось его тяготение к театру, к раскрытию и донесению драматургии сочинений.
С особой полнотой талант мастера сцены заявил о себе в процессе исполнения моноопер, в числе которых «Записки сумасшедшего» (1968) Юрия Буцко, вызвавшая большой резонанс в театральной жизни России. Анализ исполнительского мастерства С. Б. Яковенко, создавшего широкий круг образов-персонажей, составляет основное содержание предлагаемой статьи. На основе аудио- и видеозаписей с участием певца, его многочисленных научных работ, бесед, раскрывается ряд важных свойств исполнительской интерпретации С. Б. Яковенко, в частности вокально-драматургические принципы и вокально-театральная режиссура. В опере Ю. Буцко «Записки сумасшедшего» уникальная исполнительская палитра С. Б. Яковенко позволяет певцу, находясь на открытой сцене без декораций и практически не прибегая к жесту и мимике, создать восемь разных, стремительно сменяющих друг друга образов, используя исключительно ресурсы голоса.
Ключевые слова
вокально-драматургические принципы художественных образов монооперы «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, интерпретация, С. Яковенко, вокально-театральная режиссура