DOI: 10.36871/hon.202002018

Авторы

М. А. Степанова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена творчеству композитора, заслуженного деятеля искусств России, основателя кафедры компьютерной музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидата искусствоведения, профессора Виктора Степановича Ульянича. В ней дана характеристика творчества, жанровые предпочтения композитора, обозначены интересующие его образные сферы, наиболее важные из которых природа и ее сакральность, космос и человек, взаимосвязь всех составляющих Вселенной, бытие, искушение и борьба с ним, христианские сюжеты.
В работе освящены вопросы формирования Виктора Ульянича как музыканта, истоки возникновения его музыкально-теоретических идей. Основное внимание сфокусировано на ряде аспектов Ладозвонной интегральной музыкально-теоретической системы, которая была создана композитором. С целью наиболее полного раскрытия параметров ее функционирования было проведено интервью с композитором, которое органично вписалось в канву статьи. В процессе диалога были выявлены важные моменты, касающиеся использования главного инструмента Ладозвонной системы — цветографических прямоугольных матриц, рассмотрены понятия инвариантности, фрактальности, тембровой драматургии как аналога функциональной системы в гармонии. Была обоснована также необходимость ввода в композиторский и музыковедческий обиход таких специальных терминов, как «ладозвонн», «древо ладозвоннов» и обращение не к математическим, а к музыкальным категориям в процессе работы над компьютерным произведением. Композитором поднимаются вопросы репертуара компьютерной музыки, высказывается мнение о состоянии современной культуры и месте композитора в мире.

Ключевые слова

Виктор Ульянич, компьютерная музыка, ладозвонная интегральная музыкально-теоретическая система, цветографическая матрица