DOI: 10.36871/hon.202002022

Авторы

А. С. Алпатова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена памяти известного американского этномузыковеда Натали Кертис (1875–1921), внесшей весомый вклад в исследование традиционной музыки индейцев Северной Америки, и является первым в российском музыкознании опытом обращения к теоретическим вопросам изучения индейской вокальной музыки.
Главная исследовательская проблема статьи заключена в выявлении основных качеств малоступенных звукорядов олиготоники и хазматоники в традиционных песнях индейцев Северной Америки на примере экспедиционных записей Н. Кертис. Автор показывает, что унохорды, дихорды и трихорды, как сами по себе, так и в их сочетаниях, имеют семантическое, символическое и структурообразующее значение в контексте формирования ладо-звукорядных систем и интонационного строя традиционных индейских песен (колыбельная, песня приветствия, песня-вставка в мифологическое сказание).
Методологическую базу составили подходы современной этномузыкологии (анализ песенных жанров традиционной этнической музыки) и теории музыки (теория лада и ладовых архетипов).

Ключевые слова

музыка народов мира, традиционная этническая музыка, музыкальная культура Северной Америки, музыка индейцев Северной Америки, Натали Кертис, лад, олиготоника, хазматоника