DOI: 10.36871/hon.202002004

Авторы

Чан Сяогэн
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Российская Федерация, Санкт-Петербург; Колледж гуманитарных и социальных наук Пекинского института нефтехимических технологий, Китайская Народная Республика, Пекин, Район Дасин

Аннотация

Статья посвящена основным вопросам развития средового дизайна как академической и научной дисциплины. Анализируется место специальности «средовой дизайн» в образовательных системах различных стран мира, в частности России и Китая. Указывается, что только в этих государствах исследуемая дисциплина относится к области образования в сфере культуры и искусства, в результате чего возникает ряд особенностей в подготовке студентов, а также в методологии, целях и содержании средового дизайна как научной области.
Анализируются проблемы, связанные как с обучением специалистов, так и с их последующей трудовой деятельностью в России и Китае. В качестве одной из проблем отмечается отождествление в России концепций «средового дизайна» и «средового подхода», что приводит к недостаточно отчетливому пониманию теоретических границ дизайна среды. В настоящей статье два данных понятия разграничиваются.
Рассматривая средовой дизайн через призму теории «великого синтеза» Эрвина Ласло, автор приходит к выводу о комплексном характере исследуемой в статье дисциплины, которая синтезирует различные академические области и может в дальнейшем динамично развиваться.
Средовой дизайн представлен как сфера деятельности, соединяющая экономические и культурные аспекты в рамках творческой работы. Благодаря специфике средового дизайна, а также стремлению России и Китая к наращиванию культурного капитала, изучаемая дисциплина обладает перспективами расширения области проектных исследований.
В статье выделяются три возможных направления дальнейшего развития среды – архитектурный, ландшафтный и выставочный.

Ключевые слова

дизайн среды, специальность, комплексная наука, великий синтез, культурный капитал