DOI: 10.36871/hon.202002005

Авторы

Т. П. Варламова
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Преобладающий в современной исполнительской практике музыкантов эмпирический и догматический подходы в области репертуарной политики, отсутствие научно разработанных рекомендаций по отбору музыкального материала диктуют необходимость при подготовке к конкурсным выступлениям определения понятий, относящихся к психологическому аспекту этой подготовки.
Существенным моментом является выбор конкурсного репертуара, который зависит как от требований конкурса, так и от желания исполнить близкое по духу произведение. В последнее время становится все более актуальным самоутверждение музыканта, участвующего в конкурсных испытаниях. Условием формирования психологической мотивации этой деятельности могут служить произведения, раскрывающие исполнительскую индивидуальность конкурсанта.
Кроме того, репертуар служит средством формирования профессиональных качеств личности, поэтому при выборе произведений необходимо учитывать темперамент исполнителя, его характер и индивидуальные особенности.
В статье рассматриваются критерии подбора конкурсного репертуара, его влияние на психические процессы моделирования отношений музыканта к реальной действительности в интонируемых звуковых образах.

Ключевые слова

музыкант, исполнитель, конкурс, репертуар, музыкальный интеллект, музыкальное мышление, темперамент, индивидуальность