DOI: 10.36871/hon.202002006
Авторы
А. Н. Якупов
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье в историко-аналитическом аспекте рассматриваются средства музыкальной коммуникации и их эволюция. Выделяются два вида коммуникативных средств: акустические, использующие воздушное пространство в качестве канала передачи закодированной информации, и визуальные, к которым относится сценическое оформление, позволяющее воспринимать музыку как своеобразное театрализованное представление, и нотное письмо, графически фиксирующее все компоненты музыкального текста. В качестве наиболее раннего из средств бесписьменной коммуникации выдвигается изустный способ, ярким примером которого является фольклор, называемый нередко музыкальной памятью поколений. Другие примеры изустной коммуникации — культовая музыка, импровизация и музыкальная медитация.
Констатируется, что музыкальная письменность, в частности нотное письмо, а затем и полиграфические средства создали условия для преодоления территориально-пространственных и временных барьеров на пути распространения музыки. Следующая ступень –– изобретение технической звукозаписи, открывшей новую эру в развитии средств коммуникации. Магнитная запись визуального ряда позволила создавать фильмы-концерты и фильмы-оперы.
Еще большей вовлеченности людей в процесс музыкальной коммуникации способствовали электронно-механические средства записи музыки. Появились новые возможности в области управления динамикой звука, его тембром, что повлияло на процессы развития музыкального мышления. Возникла новая отрасль «производства» с привлечением музыкантов-профессионалов, владеющих современными звукозаписывающими средствами и специализирующихся на выпуске «искусственной» музыкальной продукции. Этот процесс сопровождался формированием новой аудитории слушателей, предпочитающей запись живому звучанию.
Ключевые слова
акустические и визуальные средства музыкальной коммуникации, нотное письмо, средства полиграфии, звукозапись, магнитная запись визуального ряда