DOI: 10.36871/hon.202002008

Авторы

Н. К. Самойлова
Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей, Российская Федерация, Оренбург

Аннотация

Процесс неуклонного укоренения инвариантных жанровых признаков фортепианного квартета рассматривается сквозь призму соотношения стабильных и мобильных черт. Здесь имеет место либо полная самостоятельность инструментов, но на принципах равного участия в воплощении музыкального содержания, либо вариативность соотношений инструментальных партий.
Как основные в жанре устанавливаются музыкальные нормы классико-романтического стиля и стабильность тембрового состава.
Отмечается, что в отечественной музыке эволюция фортепианного квартета проходила через разные фазы: жанровой стабилизации и подъема, временной остановки и последующего активного развития. Преобразовательные процессы протекали на разных уровнях: структуры, содержания, инструментально-тембровых решений, переосмысления функциональных ролей инструментов-партнеров.
Движение от традиционной нормативности инструментальных составов к различию тембровых сочетаний в XX–XXI столетиях было, прежде всего, предопределено такими факторами, как полифонизация фактуры, активное введение полифонических форм, новых приемов инструментовки.
В современном фортепианном квартете центральная идея камерного музицирования, идея сотворчества порождает как предельно индивидуализированную форму воплощения, так и свободный тембровый состав.
В заключение отмечается, что жанр фортепианного квартета обладает возможностями аккумулировать ведущие стилевые тенденции камерной музыки различных эпох.

Ключевые слова

фортепианный квартет, жанр, стиль, камерно-инструментальное искусство, тембр, генетический прототип, стилевые константы