DOI: 10.36871/hon.202002009

Авторы

В. П. Терещенко
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Российская Федерация, Саратов

Аннотация

В статье затрагивается вопрос об уникальном сочетании стилистических принципов С. И. Танеева, проявляющемся в органичном соединении охранительских и новаторских черт. Поиск индивидуального стиля композитора происходил в сознательном обращении к полифонии строгого письма, музыке эпох барокко и венского классицизма. При этом парадокс заключается в том, что сквозь призму далекого прошлого Танеев выступал как новатор, провидчески заглянувший в будущее музыкального искусства. Его стилистические принципы, такие как историзм мышления, рациональный подход к творчеству, ведущая роль контрапунктических форм, стали основой ключевых тенденций музыкального искусства XX века. Особую область новаторских достижений композитора составляет хоровая музыка. Здесь Танеев выступил как основатель целого ряда жанровых направлений, получивших развитие в XX веке, среди них — лирико-философская кантата, «духовно-концертная» вокально-инструментальная и симфоническая музыка, хоровой цикл a cappella на светский текст.

Ключевые слова

Сергей Иванович Танеев, охранительство, новаторство, полифония, кантата, хоровая миниатюра