DOI: 10.36871/hon.202003010
Авторы
В. М. Акшенцева
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск
Аннотация
В статье диалогичность рассматривается как одно из типологических свойств классического концерта, тесно связанное с принципами виртуозности, концертирования, игры. На примере инструментальных образцов Й. Гайдна изучаются композиционно-драматургические функции диалога оркестра и солиста. Они освещаются сквозь призму системы отношений, основанных на принципах согласия и противодействия. Противоречие во взаимоотношениях участников коммуникации способствует демонстрации нескольких точек зрения. Выявляются различные виды и признаки диалогов, формирующих концепцию мира сочинений Й. Гайдна, которая складывается в процессе межстилевого обмена — барокко и классицизма. В инструментальных концертах композитора наблюдаются и описываются приметы типовых оппозиций в текстовых моделях старинных жанров — concerto grosso, трио-сонаты и «кочующих» сюжетов с участием диалогических структур. Рассматриваются различные функциональные взаимоотношения между структурно-семантическими текстовыми единицами, предстающими в виде клишированных «формул» различной этимологии, сквозь призму горизонтальных (tutti — solo) и вертикальных (continuo — solo) моделей, сложившихся в ансамблевой музыке барокко. Диалогические взаимодействия, преемственные барочным, ярко высвечивают специфику общего — классицистского и индивидуального — композиторского взглядов на мир.
Ключевые слова
Йозеф Гайдн, концерт, цикл, диалогичность, классицизм, барокко, солист, оркестр