DOI: 10.36871/hon.202003013

Авторы

О. А. Красногорова
Институт современного искусства, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Основная задача статьи — исследование художественных особенностей клавирных сочинений английских композиторов XVI–XVII веков и истории их звукового воплощения. Автор приводит примеры обращения А. Г. Рубинштейна к наследию В. Бёрда, О. Гиббонса и Г. Пёрселла в контексте его программы «Исторических концертов» и лекций для студентов Московской консерватории. При рассмотрении особенностей клавирной фактуры выделяются различные виды варьирования музыкального материала и их влияние на развитие инструментальной техники. На примере сравнения образцов жанра в статье предпринимаются выводы о чертах стилевого своеобразия паван в творчестве различных композиторов. В качестве одного из ключевых затрагивается вопрос выбора музыкального инструмента, оказавшего определяющее влияние на качество звука и характер туше. В статье изучается опыт исполнения А. Б. Любимовым на современном клавесине произведений английских вёрджиналистов. В интерпретации Г. Гульда подчеркивается новое слышание пианистом сочинений В. Бёрда и О. Гиббонса, в чем проявляется своего рода диалог с фортепианными сочинениями композиторов-экспрессионистов начала ХХ века.

Ключевые слова

вёрджинал, исполнительское искусство, Вильям Бёрд, Орландо Гиббонс, Джон Булл, Генри Пёрселл, вариации, сюита, павана