DOI: 10.36871/hon.202003014

Авторы

Е. О. Цветкова
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье анализируются два варианта хореографического «прочтения» фортепианного цикла С. Прокофьева «Мимолетности». Первый принадлежит русскому балетмейстеру К. Я. Голейзовскому, второй — немецкому хореографу американского происхождения Дж. Ноймайеру. Обе композиции рассматриваются в контексте такого направления, как «пластическая интерпретации небалетной музыки». Отмечается особая востребованность сочинений С. Прокофьева (не только балетных партитур, но и «небалетных» опусов) у балетмейстеров-постановщиков, которых привлекают в них черты театральной природы таланта композитора: яркость и заостренность музыкальных характеристик, опора на «звукожест», умение воспроизвести ритмоинтонацию настроения. Цикл «Мимолетности» в целом и в ракурсе отдельных пьес подвергается анализу с позиций открытости хореографическому воплощению и соответствия каноническим балетным формам и ситуациям.
Подчеркивается, что в балете Голейзовского на первый план выдвигается глубоко прочувствованная эмоция. Благодаря точному следованию за логикой музыкального развития, при камерности замысла в его композиции воплощается прообраз хореографического симфонизма. Симфоничность замысла Ноймайера подчеркивается драматической фабулой. Балетмейстер достигает необычайного воздействия, сочетая в хореографической лексике элементы классики и модерна, дополняя их движениями свободной пластики.

Ключевые слова

пластическая интерпретация, канонические музыкально-хореографические формы и ситуации, хореографическая постановка, балет, небалетная музыка