DOI: 10.36871/hon.202003015

Авторы

А. А. Трифонова
Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Институт «Академия имени Маймонида», Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена истории создания основных редакций «Симфонических этюдов» Роберта Шумана. В исторической ретроспективе представлены этапы формирования концепции произведения, а также рассмотрены ведущие принципы, положенные в основу его драматургии. Отдельно проанализирован дальнейший путь пяти посмертно изданных вариаций, сохранившихся в рукописях, которые первоначально (в разных вариантах) располагались внутри цикла, а в итоге были исключены автором из последних редакций. Тем не менее пьесы имеют свои оригинальные черты и являются своеобразным микроциклом, что создает определенные сложности для исполнителя-интерпретатора, решившего включить «посмертные вариации» в основной цикл. На примере аудиозаписей знаменитых пианистов –– Альфреда Корто, Владимира Софроницкого, Святослава Рихтера и Марии Гринберг –– проведен анализ различных исполнительских интерпретаций «Симфонических этюдов», дополненных посмертными вариациями, и отмечен ряд тонких взаимосвязей между вариациями и этюдами.

Ключевые слова

«Симфонические этюды», фортепианное творчество Р. Шумана, шумановские редакции, интерпретация романтического цикла, романтические вариации, Шуман и эпоха романтизма