DOI: 10.36871/hon.202003019

Авторы

Ван Кайди
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена опере китайского композитора Тан Цзяньпина «А зори здесь тихие», созданной на сюжет одноименной повести Бориса Васильева. Тема Великой Отечественной войны, которая впервые стала сюжетной основой китайской оперы, оказалась созвучной теме сопротивления китайского народа японским захватчикам. В сочинении синтезировались характерные черты оперы европейского типа в ее русифицированном варианте, что нашло отражение в героико-эпической драматургии и многосоставном музыкальном тексте. Авторский метод получил отражение в аллюзиях на русский фольклор, quasi-цитатах из русских опер, военно-патриотических и советских массовых песнях. Цельность музыкальной драматургии придала лейттема, ставшая в опере главным маркером русской идентичности. В опере отсутствует натуралистическое воплощение войны, враг запечатлен в ней условно-символически, в виде безымянных, но узнаваемых фигур. Создатели спектакля стремились раскрыть варварскую сущность войны, ее античеловеческий характер, представить психологическое состояние героев и проявление их человеческой натуры. Особый ракурс опере придала тема гибели молодых девушек, воспринимаемая в Китае особенно остро в силу гендерной диспропорции. В концепции композитора, режиссера и сценариста нашли отражение мировоззренческие и идеологические константы традиционной культуры Китая, что наделило оперу внутренним подтекстом.

Ключевые слова

повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», героико-эпическая драматургия, Великая Отечественная война, сценография, русифицированный вариант европейского типа оперы