DOI: 10.36871/hon.202003020

Авторы

Ся Цзыхань
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье раскрываются особенности рок-оперы как жанра массовой музыкальной культуры последней трети XX века. На примере двух выдающихся образцов жанра — «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Ллойд-Уэббера и Т. Райса и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова и М. Захарова — рассматривается специфика трактовки сюжета, драматургической организации, музыкально-выразительных средств, форм бытования произведения. В то же время автор представил фоновый контент двух рок-опер, характеристику их создателей, историю первого спектакля. Делается вывод об их значении в современной массовой музыкальной культуре. Акцентируется также медийная сторона рок-оперы, настраивающая на ее сравнение с искусством кино, устанавливается связь между рок-оперой и мюзиклом как одним из наиболее востребованных и коммуникативных жанров современного музыкального театра. В выводах подчеркиваются живость и новаторство двух произведений, которые являются органичной частью рок-эстетики. Оба произведения вводят разговорный язык молодежи в музыкально-поэтический текст лексем как маркеров жанра и атрибутов принадлежности к рок-культуре. До сих пор они являются бесспорными шедеврами мировой популярной музыки и сценической культуры.

Ключевые слова

рок-опера, мюзикл, рок-культура, эстетика, жанр, массовая музыкальная культура