DOI: 10.36871/hon.202003022

Авторы

Н. А. Урсегова
Новосибирский государственный педагогический университет, Российская Федерация, Новосибирск

Аннотация

Традиционная свадебная песенность русского населения, проживающего на территории горнозаводских сел Белорецкого района республики Башкортостан (Южный Урал), с этномузыкологических позиций все еще представляет собой мало изученную область знаний и впервые становится объектом специального исследования.
Применяемый в статье комплексный подход при анализе обрядовых текстов, учитывающий результаты филологической, этнографической и музыковедческой классификаций, позволяет систематизировать репертуар белорецкой свадьбы, выделить в нем две музыкально-стилевые группы — песенно-причетную и песенно-танцевальную. Каждая музыкально-стилевая группа объединяет часть свадебного репертуара, для которого характерен определенный набор типовых признаков, отражающих специфику формы, жанра, содержания песен в их непосредственной взаимосвязи с условием и местом исполнения в обряде. Анализ музыкально-стилевого своеобразия русских свадебных песен и причитаний ведется на уровне вербального, слогоритмического, звуковысотного параметров организации напевов. Обнаруженные закономерности позволяют сделать вывод о музыкально-стилевом единстве местных обрядовых и необрядовых фольклорных жанров, обеспечивающем не только сохранность корпуса свадебных песен и свадебной обрядности, но и жизнестойкость местной певческой традиции в целом.

Ключевые слова

Русская свадьба, музыкальный фольклор, комплексный подход, музыкально-стилевая группа, традиция, песня, причитание