DOI: 10.36871/hon.202003024

Авторы

Т. П. Варламова
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Познавательная деятельность исполнителя начинается с двигательных ощущений и музыкально-слуховых восприятий, трансформирующихся в представления. Одним из средств замещения недостаточности зрительной информации музыкантов с частичной или полной потерей зрения является развитие наряду со слухом осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Умение целесообразно строить и преобразовывать выработанные действия зависит от развития координационной способности исполнителя.
В статье рассматривается применение осмысленной, целесообразной, рациональной аппликатуры, которая включает в себя узкотехническую, тембровую, артикуляционную и динамическую функции. Основой аппликатуры струнно-щипковых инструментов является деление грифа на позиции и использование различных видов расположения пальцев левой руки. Детальное ознакомление домриста с формой движений и их чувственными ориентирами дает возможность планирования и эффективного контроля, ускоряет освоение и формирование соответствующих навыков.
Объективным условием успешности обучения слабовидящих студентов является выбор удобной аппликатуры, зависящий от порядка изучения позиций, вариантов их смены, а также возможности использования суженного и расширенного расположения пальцев.

Ключевые слова

домра, аппликатура, позиция, техника левой руки, слухо-двигательные представления, расположение пальцев