DOI: 10.36871/hon.202003005

Авторы

А. Н. Якупов
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье в историческом ракурсе анализируется процесс становления общественно-музыкальной коммуникации в России. В практическом и теоретическом аспектах рассматриваются первые попытки управления общественно-музыкальной жизнью страны. Начиная с 30–40-х годов XIX века, в России создаются концертные общества коммуникативной направленности. Первые годы второй половины XIX столетия, связанные с развитием демократических начал, отмечены всплеском внимания профессиональных музыкантов к общественно-коммуникативным процессам в сфере музыки и искусства в целом.
Формирование более зрелых вкусов публики и возникновение новых направлений в концертной жизни российских городов послужили стимулами обновления форм общественно-музыкальной коммуникации, что потребовало воспитания специалистов в области музыкального образования и просвещения. Открытие консерваторий в Петербурге и Москве создало необходимые предпосылки для построения единой системы, обеспечивающей не только формирование, но и последующую саморегуляцию в обществе системы музыкальной коммуникации. Свою роль в общем процессе сыграли в начале XX века Российские народные консерватории как одна из действенных моделей просветительского движения и как пример практической реализации задач целенаправленного социально-культурного проектирования в сфере функционирования музыкального искусства высокой духовной традиции.

Ключевые слова

общественно-музыкальная коммуникация, просветительско-пропагандистская работа, интегративный подход, управление музыкально-общественной жизнью