DOI: 10.36871/hon.202003008

Авторы

Синь Син
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Российская Федерация, Нижний Новгород

Аннотация

В статье предпринят анализ Концерта для скрипки с оркестром «Любовь» (2009) известного китайского и американского композитора Тан Дуна в содержательном, композиционном и языковом аспектах. На основании высказываний современников рассмотрены музыкально-эстетические взгляды композитора, обусловившие своеобразие его стиля, органично сочетающего авангардные приемы с элементами традиционной китайской музыки.
Концерт для скрипки с оркестром Тан Дуна существует в трех версиях с разными названиями («Из Пекинской оперы» — 1987, «Любовь» — 2009, «Рапсодия и фантазия» — 2018), представляющих собой различные художественные концепции с новым взглядом на одинаковый интонационный материал. В трех частях концерта «Любовь» отражена эволюция чувства на разных этапах жизни человека. Композитору удается соединить идею национального (линия, идущая от версии Концерта «Из Пекинской оперы» 1987 года) с философским осмыслением категории любви. В работе обсуждается своеобразие драматургии скрипичного концерта «Любовь», предполагающей в качестве узлового центра третью часть (построена на разработке тематизма первой и второй частей), объединение частей цикла attacca, принцип рондальности в построении формы.
Важнейшей особенностью композиции становится смешение элементов, принадлежащих к разным культурным и временны́ м пластам музыки. Стилевое многообразие концерта Тан Дуна находит отражение в следующих деталях: во внедрении в музыкальный материал стилизованного напева из Пекинской оперы эрхуан, речевых интонаций, напоминающих речитативы китайских драм, заимствований из собственной киномузыки (вторая часть); в использовании методов, типичных для традиционной китайской музыки, яобань и саньбань, тембров восточных ударных инструментов в классическом симфоническом оркестре; приемов додекафонной техники, алеаторики, ритмов hip-hop.
Особое внимание в статье уделено трактовке выразительных возможностей солирующей скрипки. В концерте приемы классическо-романтической техники синтезируются с традициями исполнения на китайских смычковых инструментах.

Ключевые слова

Тан Дун, скрипка, программный концерт, стилевые взаимодействия, традиционная китайская музыка, додекафонная техника, hip-hop