DOI: 10.36871/hon.202003009
Авторы
А. М. Горшкова
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются фортепианные произведения А. С. Аренского (1861–1906), одного из известнейших русских композиторов рубежа XIX – XX веков. На протяжении своего творческого пути Аренский обращался к самым разным жанрам — им создано три оперы, балет, симфонические и камерные сочинения, но фортепианная миниатюра оставалось одним из важнейших. Она во многом отвечала специфике дарования композитора с его тяготением к камерности и лиризму, став своеобразной творческой лабораторией, в которой зародились многие тенденции, получившие затем развитие в других жанрах. Именно в жанре фортепианной миниатюры раскрылись наиболее привлекательные качества таланта Аренского — удивительный мелодический дар, изящество и выверенность всех деталей композиции. В статье подробно рассматривается цикл из 24 программных фортепианных пьес ор. 36. Благодаря яркому воплощению многих особенностей мелодики, фактуры и гармонии, характерных для большинства опусов автора, он стал своего рода квинтэссенцией фортепианного стиля Аренского. Заслуживает внимания и тот факт, что некоторые особенности его фортепианного письма, без сомнения, оказали влияние на композиторов последующего поколения, в том числе С. В. Рахманинова и Н. К. Метнера.
Ключевые слова
русские композиторы, фортепианная музыка, романтизм, программная музыка, музыка эпохи рубежа веков