DOI: 10.36871/hon.202004001

Авторы

Н. И. Ефремова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

Освоение ритмо-интонационных моделей различных музыкальных жанров играет большую роль в процессе музыкально-ритмического воспитания, однако в педагогической практике этот метод широкого распространения не получил.
В статье обосновывается целесообразность постоянного обращения к ритмо-интонациям музыкальных жанров — семантически значимым единицам музыкального текста, которые Б. В. Асафьев рассматривал как синтез мелодико-интонационного и ритмического начал музыки. Приводится обоснование необходимости расширения содержания дисциплины «ритмика» за счет пластического моделирования речевых интонаций, особенно поэтической (ритмически организованной) речи, вокальной музыки, а также различных жанров инструментальной музыки, что позволит воспринимать интонационное содержание музыкальных произведений с помощью специфического языка выразительных движений, поз и жестов.
Учитывая специфику дисциплины «ритмика», где музыкальный текст воспринимается и анализируется исключительно на слух, в статье при опоре на отдельные положения учения об интонации Б. В. Асафьева кратко излагается методика пластического воплощения ритмо-интонации в процессе музыкально-ритмического воспитания. Утверждается, что формирование у начинающих музыкантов вдумчивого отношения к смыслу звучащих ритмо-интонаций существенно влияет на их исполнительскую практику.

Ключевые слова

дисциплина «ритмика», речевая интонация, музыкальная интонация, музыкальный язык, музыкальная речь, ритмо-интонация