DOI: 10.36871/hon.202004010

Авторы

А. М. Меркулов
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье впервые в отечественном и зарубежном музыкознании исследуется ранний период деятельности Павла Августовича Пабста — выдающегося русского пианиста немецкого происхождения, профессора Московской консерватории с 1878 по 1897 год. Изучаются пути становления музыканта, воздействие его ближайшего окружения — отца Августа Пабста и брата Луи Пабста, влияние педагогов и старших коллег — Луи Келера, Антона Доора, Адольфа Блассмана, Франца Листа, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. На широком историческом материале, нередко впервые вводимом в научный обиход (рецензии в зарубежной и российской прессе, воспоминания современников, справочные издания, архивные документы и т. д.), прослеживаются гастрольные маршруты артиста (Кенигсберг, Дрезден, Рига, Варшава, Смоленск и др.), отмечается его сотрудничество с крупнейшими исполнителями того времени (Уле Буллем, В. В. Безекирским, А. Г. Меньшиковой и др.); воссоздаются черты исполнительского стиля молодого П. Пабста, особенности его сольного (фортепианного и органного), а также ансамблевого и концертмейстерского искусства, выявляются репертуарные предпочтения тех лет; сравниваются творческие принципы раннего периода с чертами зрелого пианизма, проявленными позднее, в годы работы в Москве. В результате намечается цельный исполнительский образ замечательного музыканта.

Ключевые слова

Павел Августович (Пауль) Пабст, период обучения, Луи Келер, художественное становление, ранний исполнительский стиль, ансамблевое и концертмейстерское искусство, Пабст-органист, творческая индивидуальность