DOI: 10.36871/hon.202004014
Авторы
Т. Д. Майтесян
Лемменс Институт (Консерватория), Бельгия, Левен
Аннотация
В статье рассматриваются скрипичные сочинения Николая Карловича Метнера в контексте творческого содружества с А. Н. Метнер, супругой композитора, и его старшим братом, скрипачом и дирижером А. К. Метнером, который неоднократно делал оркестровые переложения фортепианных произведений Николая Карловича. Характеризуются общие и особенные черты каждого из пяти опусов: Три ноктюрна op. 16, Две канцоны op. 43 и Сонаты op. 21, 44 и 57. Подчеркивается ведущая роль тематизма, самобытность ритмики, сочетающей статичность остинатных эпизодов с импровизационностью. Масштабность замысла и философская глубина скрипичных работ определили и новые концептуальные возможности, которые выявились в трактовке форм, жанровой ориентации, образном наполнении. Изучение творчества Метнера позволяет расширить знания о скрипичном искусстве эпохи Серебряного века, обусловленного новым поиском вечных ценностей культуры.
Ключевые слова
скрипичные сочинения Н. Метнера, жанр сонаты в творчестве композитора, стилевые черты, «Муза и Мода», исполнение и интерпретация