DOI: 10.36871/hon.202004015
Авторы
С. С. Терентьев
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена воплощению «Божественной Комедии» Данте в музыке петербургского композитора Бориса Тищенко (1939–2010) на примере его «Dante-симфоний», op. 123 (1997–2005). Существует ряд исследований, в которых анализируются различные аспекты претворения бессмертного дантовского шедевра в сфере музыкального искусства. Среди этих работ необходимо особо отметить исследовательские очерки, посвященные непосредственно «Dante-симфониям» Бориса Тищенко, авторство которых принадлежит А. Н. Князеву, Г. П. Овсянкиной, М. С. Самариной, С. Ю. Сумину. Настоящая статья лежит в плоскости локальной ключевой проблемы, которая вносит актуальность и новизну в сферу современной музыкальной дантологии — синтеза числовых кодов и библейской символики в «Dante-симфониях» композитора.
В статье рассматривается библейская символика как формообразующий элемент «Dante-симфоний» Бориса Тищенко. В ходе анализа выявляются принципы синтеза композиторских техник XX века, сакрального символизма Священного Писания и числовых кодов. Изучается сопроводительный текст к симфонии. Проводится анализ характерных черт стиля композитора в контексте музыкального языка его «Dante-симфоний».
Ключевые слова
симфония, сакральный символизм, семиосфера, интертекстуальность, Борис Тищенко, Михаил Лозинский