DOI: 10.36871/hon.202004016

Авторы

Т. Н. Красникова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются стилевые черты выдающегося памятника музыкальной культуры второй половины ХХ века, который в контексте современных событий и знаменательных дат приобретает особое звучание. Принадлежность Симфонии печальных песен к современному культурному контексту придает ей особую актуальность, наделяет ее свойствами феномена, транслирующего идею конца света, связанного с ужасами войны. Цель статьи заключается в попытке раскрыть особенности интерпретации симфонического жанра, который рассмотрен в историческом радиусе симфоний, посвященных данной тематике, выявить те характерные свойства фактуры, гармонии, ладовой организации, формы произведения, которые определяют его стилистику. Автор также стремился охарактеризовать приемы цитирования, позволяющие воспринимать сочинение как откровение, представшее в виде совокупности множества текстов. Применение метода сравнительного анализа к симфонии способствовало выявлению общестилевых признаков и обнаружению свойств, которые становятся показателем уникального стиля Гурецкого, вдохнувшего новую жизнь в исторически устоявшиеся жанры, наделив их специфическими свойствами сонорной фактуры, где определяющая роль принадлежит тембру. Медитативность композиции, статика формы, приоритет модальности, окрашенной тонкими сонорными эффектами, в результате также становятся факторами стиля произведения.

Ключевые слова

жанр, стиль, цитата, композиция, форма, фактура, фольклор, aрхаика