DOI: 10.36871/hon.202004017

Авторы

А. В. Лимитовская
Детская школа искусств № 1 имени Н. П. Ракова города Калуги, Российская Федерация, Калуга
И. В. Алексеева
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, Российская Федерация, Уфа

Аннотация

В статье представлены результаты исследования музыкально-художественного воссоздания образа одного из наиболее ярких представителей мира живой природы — кукушки. В культурно-стилевом контексте выявлены и описаны способы воплощения особенностей ее пения в инструментальных сочинениях XVII–XIX веков.
Авторы рассматривают роль темброинтонационных компонентов пения птицы в формировании акустической модели, которая становится основой для отображения кукушки инструментальными средствами в композиторских опусах. Особенная звуковысотная и ритмическая организация в совокупности с тембром, репрезентирующим свойства источника акустического сигнала, позволяет безошибочно узнавать голос кукушки в природной среде. При этом размеренный и многократно повторяемый интонационный комплекс становится для восприятия безусловным знаком-индексом.
Проведенное исследование выявило, что главным при воссоздании в музыке образа кукушки становится метод художественного моделирования. В роли инварианта выступает двухсложная нисходящая интонационная фигура, мигрирующая в сочинениях композиторов различной стилевой и национальной принадлежности. Сохраняя корневые свойства, она преобразуется под воздействием метроритмических, динамических, агогических и других компонентов текста. Опредмечивая в восприятии характерную интонацию, тембровый компонент во многом обусловливает процессы ее смысловой трансформации в музыкальном тексте. Результатом становится широкий спектр знаковых проявлений темброинтонационной модели.

Ключевые слова

кукушка, звуковой образ, инструментальная музыка, тембр, мигрирующая интонационная фигура, метод моделирования, знак-индекс, символ, инвариант, вариативность