DOI: 10.36871/hon.202004018
Авторы
Е. В. Панова
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена одному из центральных произведений творческого наследия композитора Цезаря Пуни — балету «Конек-Горбунок», премьера которого прошла на сцене Петербургского Большого (Каменного) Императорского театра в 1864 году с хореографией А. Сен-Леона. «Конек-Горбунок» относился к балетам, пережившим Октябрьскую революцию 1917 года и прочно вошедшим в репертуар театров СССР.
Более ста лет это произведение пользовалось огромной популярностью у публики, однако в связи с появлением одноименного балета Р. К. Щедрина стало исполняться значительно реже. В настоящей статье проведен анализ музыкального текста балета Ц. Пуни на основе изданного при жизни автора клавира «Конька-Горбунка», выявляются особенности подхода композитора к сочинению музыки для хореографического спектакля.
Особое внимание уделено приемам работы композитора с музыкальным материалом. Ц. Пуни не только, умело стилизуя, обогащает партитуру жанровыми чертами русского фольклора, но также вплетает в оригинальную музыкальную ткань сочинения цитаты из популярных произведений других авторов. В балете «Конек-Горбунок» композитор использует лейтмотивную систему.
В заключение кратко охарактеризованы балеты, где в качестве основы либретто использованы русские народные сказки или их литературные стилизации. Дана оценка значению «Конька-Горбунка» как первого в истории отечественного музыкального театра хореографического спектакля, в котором интерпретируется подобный сюжет.
Ключевые слова
Ц. Пуни, балетная музыка, Императорский театр в России второй половины XIX века, А. Сен-Леон, балет «Конек-Горбунок», балетные композиторы в Императорском театре, история балетного театра