DOI: 10.36871/hon.202004021

Авторы

Б. Д. Давлатзода
Таджикская национальная консерватория имени Т. Сатторова, Таджикистан, Душанбе

Аннотация

Оркестр как наиболее совершенное инструментальное объединение музыкального академизма для таджикской культуры монодийной традиции явление нехарактерное. Организация оркестрового музицирования в Таджикистане — отражение процесса диффузии монодии и письменного академизма, инспирированного государственной культурной политикой СССР, начиная с 1930-х годов. Актуальность обращения к заявленной теме связана не только с анализом органологических свойств конкретного фоноорудия рубоб1, но и с динамикой развития всей таджикской народно-оркестровой культуры. Проблемы изменения традиционного этноинструментализма, возникшие в процессе межнациональных преобразований, раскрываются автором методом включенного наблюдения: для подтверждения основных тезисов статьи привлекались материалы собственного педагогического и исполнительского опыта. Материалы, касающиеся этимологии и генезиса таджикских рубобов — «кашгарского», «бадахшанского», «афганского» и «памирского» — почерпнуты из известных исторических источников, а сведения об оптимизации тесситурных разновидностей и исполнительской эргономики рубоба получены в результате аналитических разработок автора. Делается вывод, что рубоб в Таджикистане — широко востребованное фоноорудие, сохранившее традиционную конструкцию, звукоизвлечение и репертуар, а постановочно-исполнительская эргономика рубоба имеет глубокую многовековую традицию.

Ключевые слова

таджикская традиционная культура, монодия, этноорганология, хордофоны, щипковый рубоб, метод включенного наблюдения, национальный оркестр народных инструментов, синкретический ансамбль