DOI: 10.36871/hon.202004003

Авторы

А. Н. Якупов
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье в историческом ракурсе анализируется процесс становления общественно-музыкальной коммуникации в России. Рассматриваются первые попытки управления общественно-музыкальной жизнью страны. В 30–40 годах XIX века в России создаются концертные общества коммуникативной направленности. Первые годы второй половины XIX столетия, связанные с развитием демократических начал, отмечены всплеском внимания профессиональных музыкантов к общественно-коммуникативным процессам (как в сфере музыки, так и искусства в целом).
Возникновение новых направлений в концертной жизни российских городов послужило стимулом обновления форм общественно-музыкальной коммуникации, что потребовало воспитания специалистов в области музыкального образования и просвещения. Открытие консерваторий в Петербурге и Москве создало необходимые предпосылки для формирования в обществе системы музыкальной коммуникации. Свою роль в общем процессе сыграли Российские народные консерватории как одна из действенных моделей просветительского движения и как пример практической реализации задач целенаправленного социально-культурного проектирования в сфере функционирования музыкального искусства высокой духовной традиции.
Параллельно эмпирическим поискам эффективных путей и методов управления музыкальной жизнью общества интенсивно шло создание его теоретической базы. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века музыкознание обогатилось первыми фундаментальными работами по этой проблематике.

Ключевые слова

общественно-музыкальная коммуникация, музыкальная социология, музыкальная культура общества, управление в области музыкальной коммуникации, методология формирования музыкальных интересов личности