DOI: 10.36871/hon.202004004

Авторы

Т. П. Чванова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

За более чем столетний период своего существования звукозапись стала значимым фактором, определившим развитие музыкального искусства в XX – первых двух десятилетиях XXI века. Однако значение данной технологии, как и связанных с ней средств аудиокоммуникации, до сих пор не получило однозначной оценки. Цель статьи — проследить эволюцию взглядов на звукозапись, уточнить степень разработанности проблемы. В статье обобщен обширный теоретический материал, в исторической ретроспективе представлены диаметрально противоположные мнения философов, теоретиков искусства, социологов, культурологов, педагогов и пианистов-исполнителей, обозначен современный взгляд на проблемы современной музыкальной культуры.
В первой части статьи освещаются вопросы эстетической оценки звукозаписи, связанные с проблемой «копии» и «оригинала» в условиях технического воспроизведения. Во второй части работы изложены взгляды на проблемы бытования фортепианного исполнительства и слушательского восприятия в условиях концерта, студийной записи и радиотрансляции, репрезентированы различные точки зрения на распределение ролей в системе музыкальной коммуникации. Представлены современные оценки данного явления в рамках теории информации, теории массовой коммуникации, а также взгляд на звукозапись как новую форму музыкального бытия, являющуюся одновременно как причиной кризиса слушательского восприятия, так и трансформации фигуры исполнителя.

Ключевые слова

бытование музыки, исполнительское искусство, коммуникация, техническое воспроизведение, фортепиано, эстетический идеал