DOI: 10.36871/hon.202004007

Авторы

Чэнь Цзэкан
Российская государственная специализированная академия искусств», Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье впервые вводится в научный обиход произведение известного китайского композитора Тан Цзяньпина — Симфонический концерт для ударных инструментов «Священный огонь 2008» (Sacred Fire). В основу сочинения положены принципы классического концерта, в котором на первый план выдвигается идея соревнования солирующего инструмента (или группы инструментов) и оркестра. Концерт написан для тройного состава оркестра при значительном расширении группы ударных инструментов, которые представлены как европейскими разновидностями, так и национальными фоноорудиями, что помогает композитору добиться необычных тембровых сочетаний. Партия солиста также поручена ударным инструментам. Значительное расширение группы ударных, их выдвижение на ведущие позиции объясняется не только особым вниманием автора к их тембровым и образным возможностям, через них он устанавливает связь с ритуальной музыкой, что чрезвычайно важно в связи с особым вниманием Тан Цзяньпина к истории и культуре Китая. В основу концерта положены принципы симфонического развития, на что указывает ряд конкретных признаков, которые выявляются в процессе музыковедческого анализа. Особое внимание уделяется программе концерта, которая была вдохновлена XXIX летними Олимпийскими играми, но имеет более глубокий смысл –– в ней получает непосредственное отражение мировоззрение китайского народа и история Поднебесной.

Ключевые слова

инструментальный концерт, ударные инструменты, принципы симфонического развития, традиционные китайские фоноорудия, мировоззрение и история китайского народа