DOI: 10.36871/hon.202004008
Авторы
Н. Ю. Плотникова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва; Государственный институт искусствознания, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Открытие в 2012 году автором статьи 36 четырехголосных хоровых концертов Николая Дилецкого, выдающегося теоретика и композитора, позволило существенно расширить представления о музыке русского барокко, о жанре партесного концерта. Это стало отправной точкой подготовки сочинений к изданию (32 концерта составлены на данный момент в полной четырехголосной партитуре). Акцент в статье сделан на источниковедческой работе: поиске в различных архивах России и за рубежом рукописей, содержащих концерты Дилецкого, атрибуции, датировке и описании рукописных источников. Анализируя палеографические особенности рукописей, их состав, автор делает предположения и выводы о хронологии и географии распространения концертов Дилецкого в России, об их востребованности в певческом репертуаре последней трети XVII — конца XVIII века, о степени популярности тех или иных концертов. Среди обнаруженных материалов особое значение имеют ранние рукописи, которые можно отнести к числу прижизненных. В статье представлены различные певческие центры России, в которых были созданы или сохранились рукописи с концертами Дилецкого: Тобольск, Новый Валаам, крупнейший центр середины XVIII века Ярославль.
Ключевые слова
русское музыкальное барокко, партесный концерт, Николай Дилецкий, архивы, рукописи