DOI: 10.36871/hon.202004009

Авторы

Ю. В. Москва
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена новому экспонату Музея имени Андрея Рублева в Москве — фрагменту латинской певческой рукописи. На основе палеографического анализа и анализа содержания рукописи в сопоставлении ее с репертуаром древнейших манускриптов и тридентского бревиария автор уверенно определяет тип рукописи и с большой осторожностью — возраст и место возникновения. Содержание — песнопения Утрени на праздник св. Павла Апостола указывают на антифонарий, а фолиация вызывает предположение, что кодекс представлял собой обособленный том-санкторал. О романском происхождении документа свидетельствуют квадратная линейная музыкальная нотация и тип текстового шрифта ротунда. Певческий репертуар данного фрагмента обнаруживает близость к знаменитой рукописи XI века из Ивреи (Северная Италия), что позволяет конкретизировать локализацию данного источника. Музыкальная нотация и следы более позднего певческого репертуара (респонсорий на текст св. Бернара Клервоского) определяют нижнюю границу возраста рукописи — не ранее конца XII века, а отличия от тридентского бревиария — верхнюю: не позднее начала XVI века. Правда, шрифт ротунда свидетельствует скорее о XIII–XIV веке. В дальнейшем необходим сравнительный анализ с бóльшим количеством достоверных источников.

Ключевые слова

антифонарий, квадратная нотация, ротунда, пергамен, Утреня, антифон, респонсорий, св. Павел Апостол, Бернар Клервоский