DOI: 10.36871/hon.202101011

Авторы

Д. Л. Лебедев
Государственный институт искусствознания (ГИИ), Москва; ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

Аннотация

Искусствоведы редко пишут о творческой связи между ярким представителем книжной и журнальной графики эпохи декаданса Обри Бердслеем (1872–1898) и известным иллюстратором эдвардианского периода Артуром Рэкхемом (1867–1939), ограничиваясь, как правило, лишь парой сухих фактов. Несмотря на это, имеются свидетельства влияния первого на второго, которые требуют внимательного изучения. Рэкхем много раз обращался к творчеству Бердслея, его мнение о выдающемся графике fin de siecle менялось с течением времени, позволяя приобретать те или иные черты своего рано скончавшегося современника, цитировать его рисунки, вдохновляться теми же художниками и направлениями искусства. Особенно сильно на Рэкхема повлиял ранний период творчества Бердслея, а именно его иллюстрации к «Смерти Артура» 1893–1994 годов, что отразилось в оформлении нескольких изданий, проиллюстрированных Рэкхемом: от «Легенд Инголдсби» (1898) до «Романа о короле Артуре и его рыцарях круглого стола» (1917). В связи с этим в статье приводится подробный анализ творческого диалога эдвардианского художника с наследием выдающегося графика fin de siècle.

Ключевые слова

Обри Бердслей, Артур Рэкхем, книжная графика, иллюстрация, ар нуво, fin de siècle.