DOI: 10.36871/hon.202101014

Авторы

А. М. Меркулов
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье впервые в отечественном и зарубежном музыкознании исследуется деятельность Луи Пабста — крупного немецкого пианиста и педагога, профессора Музыкально-драматического училища при Московском Филармоническом обществе в 1899–1906 годах. Изучается творческая биография музыканта, пути его художественного становления, воздействие его ближайшего окружения и влияние его знаменитых старших коллег — отца Августа Пабста, Антона Рубинштейна, Ганса фон Бюлова. На широком историческом материале, нередко впервые вводимом в научный обиход (рецензии в зарубежной и российской прессе, воспоминания современников, справочные издания, архивные документы и т. д.) прослеживаются гастрольные маршруты артиста (Кенигсберг, Рига, Ливерпуль, Мельбурн, Лондон, Санкт-Петербург, Москва и др.), воссоздаются черты его исполнительского стиля, выявляются репертуарные предпочтения. Рассматриваются особенности педагогики пианиста на разных этапах его жизненного пути, особенно подробно в период работы в Москве. Сравниваются творческие принципы Луи Пабста и его брата Павла Августовича Пабста — профессора Московской консерватории в 1878–1897 годах. В результате воссоздается цельный образ замечательного музыканта, практически забытого сегодня.

Ключевые слова

Луи (Людвиг/Лев Августович) Пабст, художественное становление, концертная деятельность, гастрольные маршруты, исполнительский стиль, фортепианная педагогика, известные ученики, Павел Августович Пабст, творческая индивидуальность